Мейсенский фарфор, который заставляет наслаждаться (часть первая)

Мейсенский фарфор производится уже более триста лет и практически столько же представляет интерес для коллекционеров. Фарфоровые изделия этого бренда выставлены в самых известных музеях мира, их часто можно встретить на частных аукционах. Изящным фарфором любуются, восхищаются и, если есть возможность, покупают. Какие секреты производства таит он в себе и за что его так любят?

Фарфоровый путь

Замок Альбрехтсбург

У реки Эльба, окруженный живописными холмами, комфортно располагается немецкий город Мейсен, которому уже более 1000 лет. Здесь в XV веке был построен замок Альбрехтсбург, пустовавший практически целых два столетия.

С приходом на престол короля Саксонии, Августа Сильного, замок реконструируется. Пробиваются дворцовые потолки для отверстий вывода печных труб, ставятся печи, в залах устанавливаются деревянные перегородки. На целых полтора столетия замок становится царством ящиков, кадок, инструмента и всего прочего, что необходимо для изготовления фарфора. И вскоре, а именно в 1710 году, совершается эпохальное событие – изобретается европейский фарфор, рецептура которого до сих пор держится в строжайшей тайне.

Причин появления мейсенского фарфора, как утверждают историки, две. Одна из них — амбициозность Августа Сильного. Король Саксонии был недоволен, что находясь в таком удачном месте на берегу Эльбы, где проходил основной торговый путь, замок Альбрехтсбург никак не использовался в экономических целях. И вторая причина — дороговизна и популярность китайского фарфора в то время была невероятно высока. Королевской особе хотелось красоты и роскоши, но собственной и более дешевой.

Немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719) являлся тем человеком, который разгадал тайну «белого золота» и создал европейский, твердый фарфор. Производство самого материала осуществлялось до 1861 года в замке Альбрехтсбург, и только потом были построены специализированные цеха, где и по сей день изготавливается эксклюзивный, мейсенский фарфор. Он становится первым в Европе, основательно потеснив своего предшественника из Китая

Основной компонент, необходимый для производства фарфора, был обнаружен в пригороде Мейсена. В маленькой шахте, расположенной в этом местечке, специально для мейсенской мануфактуры с 1764 года по настоящее время добывается каолин. Это глина, которая имеет чистейший белый цвет, прозрачная и огнеупорная, в процессе работы обеспечивает хорошую пластику. Одним словом, обладает всеми свойствами настоящего, фарфорового материала.

Но до сих пор неясен сам состав смеси. Что именно происходит с каолином, полевым шпатом и кварцем в самом производстве? В каких пропорциях смешиваются ингредиенты, в каких условиях хранятся? По-прежнему этот процесс остается тайной мейсенской мануфактуры за семью печатями.

Процесс производства

роспись мейсен

В основе мейсенских шедевров лежат различные фарфоровые смеси. Это позволяет создавать широкий ассортимент продукции, от миниатюрных статуэток до крупногабаритных изделий, от декоративных ваз до повседневных столовых и чайных сервизов.

Приготовление смеси проходит в несколько этапов. После соединения ингредиентов все тщательно измельчается, добавляется небольшое количество воды и перемешивается до однородной массы. Излишки влаги выжимаются из фарфорового материала специальным фильтр-прессом. Смесь обязательно подвергается вакуумной деаэрации, которая удаляет частички воздуха, попадающие в массу при дроблении и перемешивании. Делается это под строгим контролем, так как «на выходе» нужна плотная, влажная, фарфоровая смесь, из которой затем будут «лепиться» мейсенские шедевры.

Создание посуды и столовых аксессуаров

производство саксонового фарфора

В процессе создания мейсенского фарфора задействована работа гончаров, которые, как и в старину, гончарный круг приводят в действие с помощью ноги. Мокрыми ладонями мастер крепко обхватывает вращающуюся заготовку и разглаживает поверхность до получения однородной консистенции, что позволяет дальше вручную изменять форму готовящегося изделия.

Следующий шаг — заготовку помещают во вращающуюся гипсовую форму (матрицу). С помощью губки гончар надавливает на мягкие стенки внутри заготовки, что бы перенести на неё весь декоративный рельеф и структуру матрицы. Такой метод используется для создания глубоких предметов (чашки, пиалы, кувшины, чайники, вазы и другое) и включает в себя применение полых заготовок форм.

Примерно через 30 минут изделие снимается с гипсовой матрицы. Что бы сохранить контуры и не повредить рельеф на внешней поверхности предмета форма поделена на несколько сегментов, которые легко снимаются. Для матрицы используют гипс, который впитывает часть влаги, тем самым повышая коэффициент прочности и надежности будущего изделия. Разумеется, все филигранные, рельефные рисунки в виде лепестков, бутонов и распустившихся цветов создаются вручную.

Для плоской посуды, вроде тарелок и блюд, существует другая техника производства. Отрезается глиняный пласт нужного размера и помещается поверх формы. Что бы задать изделию внешние контуры используют вторую форму сверху, которая так же отвечает за толщину стенок. Затем на обратной стороне предмета выбивается номер партии, содержащий год производства и номер формы.

Особое внимание заслуживает изготовление ручек для чашек, чайников, супниц и прочее. Детали для мелких предметов отливают в форме, в то время как ручки для крупных изделий, таких, как кувшины и чайники, вылепливают. Затем ручки приклеивают с помощью жидкого раствора, который называется шликер. Начинается финальная обработка, включающая в себя удаление всех швов и следов от стыков. Делается это только вручную с помощью мокрых губок и кисточек.

Хранилище гипсовых форм считаются святая святых для здешних мастеров. На мануфактуре хранятся формы для 45 000 изделий. Из них 20 000 для столовой посуды и аксессуаров, и 25 000 для миниатюрных статуэток. Интересно, что в отдельных случаях количество частей форм для создания одной статуэтки или композиции может достигать до 100 элементов.

Создание статуэток Мейсен

немецкие скульптуры

Так как статуэтку невозможно отлить в одной форме, её элементы производятся по отдельности с использованием различных матриц. Фарфоровая смесь заливается в гипсовые формы, которые затем спрессовываются.

Примерно через тридцать минут деталь статуэтки извлекается и подвергается следующему этапу производства — теснению. Работа мастера по теснению включает в себя проработку трехмерных деталей, заглаживание швов, а также ручное нанесение на поверхность художественного рельефного рисунка. Следующим шагом является склеивание всех частей с помощью шликера в единую фарфоровую фигуру.

Формы (матрицы) в процессе работы постоянно изнашиваются, поэтому их регулярно обновляют. Для производства, как столовых предметов, так и декоративных изделий, в качестве материала используется гипс и каолин. Процесс изготовления гипсовых матриц наиболее трудоемок, так как рельеф каждой формы корректируется вручную.

Помимо нанесения рельефного рисунка последующее моделирование собранной статуэтки включает добавление мельчайших деталей, вылепленных руками. Для соблюдения исторической аутентичности при создании фарфоровой фигурки всегда учитываются её функциональные и эстетические особенности. Для этого мастер обязательно использует модель.

После просушивания изделия на воздухе, которое может длиться неделями, его подвергаю первому или бисквитному обжигу при 900 °C в газовых печах, в результате чего изделие теряет 16% своего объема. После первого обжига и нанесения росписи фарфор погружают в жидкую глазурь, отчего весь рисунок маскируется белым слоем. Фарфоровые статуэтки, имеющие много деталей, покрываются глазурью из распылителя.

Используемые краски должны выдерживать последующий обжиг в 1400 °C, который может длиться до 36 часов. При этом глазурь становится полностью прозрачной и проступает четкий рисунок. Еще недавно тусклые цвета превращаются в ярко-сочную гамму. Более того, прозрачная глазурь защищает роспись от повреждений, придавая ей дополнительную прочность. Считается, что фарфоровые статуэтки Мейсен служат прекрасным дополнение к сервировке стола и являются большим искушением для коллекционеров.

мейсенские вазы

Ключ «Welcome»

Ключ, сделанный из мейсенского фарфора, является загадкой, так как его происхождение до сих пор неизвестно. В исторических хрониках этот ключ называется «Welcome» (Добро пожаловать). Согласно записям в гостевой книге из этого ключа во время посещения фабрики в 1714 году пил сам Август Сильный и его гости. Предмет весь покрыт магическими символами, указывающих на то, что алхимия является ключом к разгадке секретов бытия.

Действительно, ключ принято считать для человечества символом открытий, обретения свободы и новых знаний.

Продолжение читайте здесь: Фарфор Мейсен, который заставляет наслаждаться (часть вторая)

Ссылка на основную публикацию