Императорский фарфор — прошлое и настоящее

Изысканная фарфоровая посуда может создать особую, утонченную атмосферу во время душевных чаепитий и торжественных застолий. Императорский фарфор, за плечами которого более 270 лет, является той самой драгоценностью, имеющей свою философию, семейную историю и «белое» великолепие в материале. Один только сервиз «кобальтовая сетка» до сих пор будоражит сердца любителей фарфора, являясь классикой вне времени.

Фарфоровый путь

Императорский фарфор

Императорский фарфоровый завод начал свою жизнь в 1744 году и в последствие стал одним из крупнейших в России по производству художественного фарфора. Инициатором его открытия была императрица Елизавета, дочь Петра Великого. Вначале это была Невская Порцелиновая мануфактура, которая занималась изготовлением фаянсовых пуговиц, табакерок и мелких предметов, не имеющих особую ценность.

Достижения Дмитрия Виноградова

Молодой ученый (сокурсник М. Ломоносова) Дмитрий Виноградов, работающий в то время на мануфактуре при королевском дворе, благодаря многочисленным пробам и экспериментам создает белый и полупрозрачный фарфор, который по качеству не уступает даже европейскому. Это был 1948 год. Положительной особенностью этого материала являлось то, что сырье использовалось только отечественное.

1756 год  для мануфактуры был переломным. В этот период Д. Виноградов технически усовершенствовал производство, придумав для обжига большой горн, благодаря которому можно было изготавливать предметы более крупного размера. Началась эпоха царского чайного и столового фарфора. И первым в этом числе был сервиз «Собственный», изготовленный лично для императрицы.

Новое название завода и французский классицизм

С приходом на престол Екатерины II в 1765 году производство было реорганизовано и получило название «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Перед работниками была поставлена амбициозная задача. Императрица во все услышанье твердо заявила: — «Удовольствовать всю Россию фарфором».

В связи с этим появляется талантливый французский скульптор Жан-Доминик Рашет, выполняющий роль модельмейстера. С его приходом постепенно начинает меняться внешний вид изделий — стиль французского классицизма переносится на фарфоровый материал. Предметы приобретают другое «лицо», становясь более европейскими с утонченными формами.

Сам скульптор четверть века трудился на заводе и внес неоценимый вклад в развитие именно художественного фарфора. Особо ценным изобретением была серия фигур «Народы Российского государства», сервизы «Арабесковый» и «Кабинетский». В России Мастер трудился под другим именем и был Яковом Ивановичем Рашетом.

Стиль ампир и любовь к вазам

С приходом на престол Александра I (1801 год) управлять заводом был назначен граф Д. Гурьев. Для работы были приглашены известные специалисты, как из самой России, так и из Европы. Из академии художников профессор С. Пименов был назначен заведовать скульптурным делом. Из Берлинского Королевского фарфорового завода три мастера-живописца (Шульц, Шрейберг, Зейфферт) и модельмейстер Муснер занимались непосредственно самим фарфором, воплощая в него стиль ампир.

Особое место в работе завода занимало производство ваз. Они имели поистине «королевский вид», отличались художественными формами и богатым, золотым декорированием. Дворцовые сервизы так же регулярно пополняли королевскую коллекцию столовой и чайной посуды.

Русская классика, виртуозная живопись и модерн

Царский фарфор

В период правления Николая I (1825 год) стилевые направления фарфоровых изделий были более многообразны. Но особое внимание заслуживает декорирование в русской манере. Пример тому, сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН) в котором отражена вся древняя культура Руси.

Вазы этой эпохи расписывались изображениями работ великих старых мастеров — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Мурильо и других. Иконная и миниатюрная живопись на фарфоре выполнялась художественно и предельно точно, что позволяло работам регулярно получать дипломы на европейских выставках.

В 1844 году к столетию юбилея завода открылся музей. Было принято решение все предметы изготавливать в двух экземплярах, один для музея, другой для королевской семьи. «Копилка» начала регулярно пополняться фарфоровыми ценностями.

С приходом на престол Николая II фарфоровая отрасль, получив большую поддержку, стала динамично развиваться. Были открыты производства химического (для больниц и лабораторий) и электротехнического фарфора. В росписи тарелок появились военные темы. Была создана серия скульптур «Народы России» (мастер Рашет), где каждая деталь была тщательно проработана и имела историческую достоверность.

Эпоха ломоносовского (ленинградского) фарфора

Чайная пара "Кобальтовая сетка"

С приходом Советской власти завод национализируют. В 1925 году ему присваивают официальное название — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, в краткой форме – Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ). Это имя предприятие будет носить до 2005 года.

В период сталинизма путь ленинградского фарфора был крайне непрост. Русскую и европейскую классику сменил идеологический реализм. Появляется «советский» фарфор, созвучный социалистической пропаганде и сталинскому времени. Но приходит хрущевская «оттепель» и посуду, вазы, статуэтки перестают помпезно украшать. Снова появляются лаконичные формы в фарфоре и просматривается его белизна.

На протяжении долгих советских лет в мастерских завода трудились выдающиеся художники и скульпторы: Казимир Малевич, Николай Суетин, И. Ризнич, Т. Беспалова, А. Яцкевич, Э. Криммер, А. Лепорская и многие другие. Алексей Воробьевский отдал более 60 лет своей рабочей жизни предприятию и был приверженцем традиционного, русского стиля.

Клейма изделий

Продукцию завода можно встретить с двумя видами клейма. На ломоносовском (ленинградском) фарфоре на предметах ставилось клеймо «ЛФЗ». Царский фарфор и изделия нашего времени имеют вид императорского клейма.

Клейма фарфора ИФЗ

Настоящее время

В 2002 году Ломоносовский фарфор (ЛФЗ) переходит в собственность акционеров. В 2005 году по их решению заводу возвращают старое название – Императорский фарфоровый завод. Бренд «Императорский фарфор» продолжает вековые традиции и ориентируется на выпуск высокохудожественного фарфора с привлечением талантливых художников и скульпторов.

Авторский фарфор класса «люкс» — визитная карточка современного ИФЗ. Завод  специализируется на «твердом» фарфоре и тонкостенном костяном. Ассортимент насчитывает более 4000 предметов, это столовые и чайные сервизы, скульптуры, вазы, сувениры и музейные реплики.

Официальный сайт Императорского фарфорового завода находится по адресу: http://www.ipm.ru. На ресурсе можно детально ознакомиться с продукцией, купить её, сделав заказ через интернет-магазин.

Ссылка на основную публикацию