Гжельский фарфор — вдохновляющая история и настоящее время

Гжельский фарфор знаком многими. Чашками и сахарницами были украшены буфеты наших бабушек, серванты родителей имели ассортимент гжельской посуды уже побогаче. И сегодня, то там, то здесь промелькнет знакомый сине-кобальтовый рисунок. Что нас связывает с этими фарфоровыми предметами? Конечно, самобытность русского фарфора и свои ностальгические истории.

История русского промысла Гжель

Сувениры Гжель к олимпиаде в Сочи

В старообрядческом селе Новохаритоново Московской губернии в 1818 году был открыт фарфоровый завод. Начало этому делу положил крестьянин Яков Васильевич Кузнецов. Вначале он кустарно занимался поделками из глины, затем его ремесло продолжили хваткие и трудолюбивые сыновья со своими детьми и внуками, организовав работу по-новому.

С производством гжельского фарфора образовалась династия Кузнецовых, которая впоследствии под управлением праправнука М.С. Кузнецова «выросла» до фарфоровой империи. В состав её входило 18 заводов и мануфактур по производству керамической посуды и предметов интерьера. Фарфор Гжель был одним из них.

В 50-е годы XIX века гжельским производством стали заниматься родственники Кузнецовых по женской линии – братья Акулины. Завод был сориентирован на недорогую линию предметов массового потребления. Это была чайная и столовая посуда, подарочная линия.

С приходом Советской власти завод национализировали, но управлять им назначили семью Акулиных. Гжельская керамическая школа, открытая еще до революции, стала фундаментом для создания в 30-е годы художественно-промышленного колледжа. Традиции гжельского промысла были не только не забыты, но стали развиваться и совершенствоваться. Из его стен и по сей день выпускаются высококвалифицированные специалисты, которые успешно работают на Гжельском фарфоровом заводе, отдавая ему свое мастерство и талант.

Несмотря на то, что в 30-е годы завод эффективно налаживал производство технического фарфора (комплектующие для электроизоляторов), выпуск бытовых и художественных изделий продолжал осуществляться в полном объеме.

В настоящее время «Гжельский фарфоровый завод», это закрытое Акционерное общество, где производят традиционный фарфор с ручной кобальтовой росписью. Ассортимент завода насчитывает более 700 наименований изделий различного назначения. Высокохудожественные предметы выпускаются под маркой «Гжель 1818».

Память о династии Кузнецовых запечатлена в фаянсовом эмалевом иконостасе, который в 1900 году на выставке в Париже был удостоен почетной награды. Находится он в церкви святого Георгия, построенной в начале XX века на деньги семьи Кузнецовых. Клеймо Гжельского фарфорового завода содержит образ этого православного Храма.

Фарфор Гжель – этапы производства

Создание фарфоровых шедевров, это длительный и трудоемкий процесс, где присутствует мастерство и терпение. Само производство состоит из нескольких этапов, каждый из которых требует ручной проверки качества.

В первую очередь художник-скульптор изготавливает экземпляр предполагаемого изделия. С него лепится гипсовая форма, некая матрица, куда потом заливается приготовленная фарфоровая смесь.

Сама фарфоровая масса состоит из каолина (специальная белая глина), кварца и полевого шпата. Соотношение ингредиентов и температура обжига у каждого производителя своя, что позволяет создавать фарфоровые предметы с разными техническими характеристиками. Гжельский фарфор относится к категории – твердый.

В приготовленную гипсовую форму заливается фарфоровая смесь. Гипсовый материал со временем «вытягивает» излишки воды, как бы «подсушивая» будущий предмет. При снятии формы, которая может состоять из нескольких частей, появляется отлитое изделие. Следующий шаг — предмет ставят на открытый воздух для дополнительной просушки, дорабатывая его.

С помощью шликера (жидкая фарфоровая смесь) приклеиваются ручки к чашкам, носики к чайникам и прочие мелкие детали к разным предметам. Затем все зачищается от швов и стыков с помощью кисточек и мокрых губок. Работа производится руками и требует большой сноровки и деликатности.

Следующий этап — предмет проходит предварительный обжиг в печи при 900 °С. Для выявления брака, к которым относятся трещины и неровности поверхности, изделие полностью опускают в специальный раствор, который «высвечивает» все его дефекты. Только на качественный предмет ставится заводское клеймо и он поступает в цех для декорирования.

Гжельская роспись имеет характерный синий цвет, состоящий из множества оттенков. Сама краска имеет в составе оксид кобальта. После нанесения рисунка обязательно ставится именная подпись художника. Следующий этап — окунание предмета в глазурь, специальную смесь, которая после обжига придает изделию глянцевую поверхность и дополнительную прочность.

Заключительный этап — вторичный обжиг при более высоких температурах (до 1400 °С). После него белая глазурь полностью становится прозрачной, кобальтовые краски начинают сверкать всеми оттенками синего цвета, от небесно-голубого, до темно-синего.

Виды росписи

Нанесение рисунка на гжельский фарфор имеет разные техники, но всех их объединяет одно – ручная роспись.

Традиционная гжельская роспись имеет ярко-синие рисунки и орнаменты, состоящие из цветов, птиц и животных. Делается она кобальтовыми красками подглазурно, где потом изделие обязательно проходит высокотемпературный обжиг. Этот вид росписи используется давно и считается «лицом» гжельского фарфора.

Традиционная техника росписи
Традиционная техника росписи гжельского фарфора

Надглазурная роспись славится своей выразительной декоративностью и нарядностью. Техника нанесения её гораздо сложнее и состоит из нескольких этапов обжига. Кобальтовый рисунок накладывают первый, при этом он проходит высокотемпературный обжиг. После нанесения других цветных красок предмет снова обжигается, но уже при меньших температурах. Причем, каждый слой краски требует персональный обжиг. Это относится и к росписи красками, содержащими драгоценные металлы (золото, платина). Часто такая техника нанесения рисунка применяется при изготовлении праздничных сервизов, подарочной линии сувениров и роскошных предметов интерьера.

надглазурная техника
Надглазурная техника росписи

Сюжетная роспись содержит в себе элементы русской культуры и быта. Сюда входят изображения памятников, фрагменты архитектуры городов, природные пейзажи в разное время года. Сама роспись подглазурная и выполнена кобальтовыми красками.

сюжетная техника
Сюжетная роспись

«Глухой кобальт» специальный вид росписи, позволяющий создавать настоящие шедевры. Сама техника нанесения рисунка сложна и требует мастерства художника. Все изделие покрывают сплошным слоем темно-синей глазури, поверх которой наносится тонкий рисунок золотом или белой краской. Золото придает предмету торжественность, контрастный белый рисунок — изысканную свежесть. Мастера гжельского фарфора владеют этим видом росписи в совершенстве.

техника "глухой кобальт"
Вид росписи «глухой кобальт»

Авторские росписи и дизайнерские решения

На заводе трудятся художники, создавая свой индивидуальный стиль в декорировании предметов. В их числе Наталья Николаевна Кустарева, чьи работы выполнены в традиционном и сюжетном стиле.

Художница Бычкова Елена славится надглазурной росписью с применением золотых и платиновых красок. Её работы изысканно нарядны и выполнены с большим вкусом.

Понамарева Анна применяет разные виды письма. Это сюжетная техника, где запечатлен русский быт и традиции. Есть предметы с нанесением рисунка в традиционной, гжельской манере.

Пискарева Марина работает с разной палитрой красок, часто украшая рисунок золотой каймой. Изделия необычайно художественно красивы и своим декором «выбиваются» из гжельского стиля, к которому мы привыкли.

Работа гжельского художника
Работа художницы Пискаревой Марины

Дизайнерские решения отходят от традиционных цветочных и сюжетных орнаментов. В них чувствуется новая эпоха и время. Рисунок и формы предметов продуманы, что позволяет им гармонично вписываются в интерьеры современных домов и квартир.

дизайнерский фарфор Гжель
Дизайнерские решения на гжельском фарфоре

Гжель сегодня

Гжельский фарфор не меняет своих древних традиций, при этом динамично развивается и совершенствуется. В 2014 году Акционерное общество ГФЗ вошло в список предприятий народных художественных промыслов Российской Федерации, что предусматривает финансовую поддержку государства. В связи с этим завод начал оснащаться новым оборудованием, появились свежие направления.

Серия олимпийских талисманов и сувенирных изделий, сделанных специально для олимпиады в Сочи 2014 года, в очередной раз вписали фарфор Гжель в русскую историю, практически, на века.

Официальный сайт завода и магазина находится по адресу: https://farfor-gzhel.ru. Здесь можно познакомиться с различной информацией гжельского производства, включая ассортимент и способы приобретения этих исконно русских шедевров.

Ссылка на основную публикацию