Фарфор Мейсен, который заставляет наслаждаться (часть вторая)

Фарфор Мейсен всегда эксклюзивен, часто лимитирован, конечно, обворожительно красив и достоверен, благодаря своему материалу, формам и росписи. Даже в настоящее время на мануфактуре ручная работа остается по-прежнему единственным способом производства фарфоровых изделий, всякий раз гарантируя создание уникального шедевра.

Секрет красок фарфоровой мануфактуры

немецкий фарфор Мейсен

Из самых уважаемых традиций Мейсена является приготовление красок для надглазурных росписей и орнаментов. Этот процесс происходит в собственной лаборатории по рецепту средневековых формул.

Изобретение большинства красок для надглазурной росписи принадлежит специалисту в этой области Иоганну Грегору Хёрольду, главному художнику фабрики с 1725 по 1765 год. Он открыл дорогу новой палитре ярких цветов, таких как огненно-красный, желтый, фиолетовый, изумрудный, багровый, бирюзовый и зеленый с желтоватым оттенком. Кстати, любимой темой росписи у художника были нежные хризантемы, колоритные астры, сочные пионы, а так же экзотические драконы, птицы и львы.

Для мейсенских красок всегда использовались и используются уникальные окиси металлов. Их спектр оттенков практически безграничен, так как в запасе фабрики имеется свыше 10 000 формул цвета. После завершения росписи фарфор обжигается в третий раз при 900 °C. Надглазурные краски в этот момент плавятся и намертво спаиваются с глазурью. Именно после этого обжига их цвета приобретают отчетливую красоту. Такая практика надглазурной росписи позволяет предметам быть исключительно достоверными и «живыми».

Когда в рисунок привлекают золото, то по окончанию процесса такие орнаменты имеют матовую поверхность. Что бы роспись засверкала, её полируют камнем агатом. Это единственный способ придать драгоценному металлу сияющий блеск.

В чем ценность луковичного рисунка?

луковичный рисунок

Мейсенский фарфор, прежде всего, ассоциируется с широко известным луковичным узором кобальтового (синего) цвета, гармонично украшающим столовые сервизы и по сей день. Прошло уже более 250 лет с момента создания в Мейсене луковичного узора, но он до сих пор популярен.

Поскольку луковичный узор имеет свой размер для конкретного предмета, художники пользуются отметками, своего рода трафаретами. С помощью алюминиевого пера или угольного порошка ставятся отметины, что позволяет никогда не искажать геометрию рисунка. Хотя замечено, стандартный трафарет для нанесения рисунка в каждом расписанном изделии все-равно отражает индивидуальную манеру художника, что, несомненно, является большой ценностью.

Орнамент из зеленых виноградных гроздей, известный, как виноградный узор, создан в похожей манере и расписывается так же.

Техника росписи с применением кобальтовой краски, смешанной с водой и красящим веществом, требует предельной точности. Из-за мгновенного проникновения краски в обожженную, но все еще пористую глину, исправление дефектов становится невозможным. Поэтому эту работу выполняют высокопрофессиональные мастера.

Виды мотивов

Существует много видов надглазурной росписи. На создание старейших мейсенских узоров художников, прежде всего, вдохновляли традиции и культура разных народов. И это касается восточных, цветочных, охотничьих, военных мотивов.

Восточные мотивы

азиатский мотив

Индийский орнамент был первый из многочисленных узоров мануфактуры и до сих пор является стилизованным двухмерным рисунком. Для нанесения изображения на фарфор мастер использует стальное перо. Благодаря искусной технике декорирования цветы, листья, люди и мифологические существа обретают форму и точность. Для достижения максимальной исторической достоверности художники используют многочисленные шаблоны, бережно хранящиеся на фабрике с прошлых веков.

Цветочные и растительные мотивы

Цветочный мотив

В европейском дизайне на протяжении 300 лет безраздельно господствовал цветочный орнамент. Наиболее популярными в декорировании были розы и цветы россыпью. В их основе лежали гравюры из меди с растительными мотивами. Большинство из них брались из королевской библиотеки. Это служило идеей для художников и позволяло создавать уже свои шедевры.

Мейсенская цветочная роспись, это стилизованный перенос на фарфор хорошо известных цветов. Вся хрупкость, объемность и нежность передается оттенками многообразной цветовой гаммы, доводя изображение до совершенства.

Сначала художник делает на фарфоре набросок рисунка, намечает контуры и распределяет листья или лепестки. Затем следует раскрашивание различных элементов. Особое внимание уделяется тщательной прорисовке листьев, цветов и даже тычинок. Лепесткам придается объемность, а значит и подлинность. Роза, которая считается классическим мотивом рисунка, часто расписывается желтыми и бардовыми красками.

Иногда надглазурная роспись дополняется декорацией в виде позолоты, обрамляющей края и ручки предметов. Для этого используется жидкое золото и золотая пудра. Содержание настоящего драгоценного металла в них доходит до 90%.

Охота и военная тематика

охотничий мотив

В 1740-х годах появлялись не только цветочные орнаменты, но фрагменты событий: сцены с охоты; военная тематика; элегантные эпизоды придворной жизни. Что касается изображения животных и птиц, то на мейсенском фарфоре они всегда выглядят исключительно душевно и правдоподобно.

Мотивы, изображающие охоту, особенно ценятся у коллекционеров. Изначально за их основу были взяты медные гравюры И. Э. Ридингера. Долгие годы они использовались художниками и служили неким ориентиром для создания собственных шедевров. Военные сцены по произведениям Г.Ф. Ругендасу, Ф. Вауэрману и Я. ван Гьютенбургу на сегодняшний день являются большой ценностью и несут в себе заряд подлинного творческого искусства.

В настоящее время все орнаменты на мануфактуре разделены по темам и авторам.

Работа с гравюрами

В основе многих рисунков лежат работы французских и голландских художников. Пожалуй, самый эталонный пример, это произведения известного живописца и художника, крупнейшего мастера стиля рококо – Антуана Ватто (1684 – 1721). Внушительные коллекции старинных медных гравюр и по сей день вдохновляют современных художников для творчества. С них мастера заимствуют детали, необходимые для воплощения собственных идей в композиции.

Пожалуй, самой популярной, взятой с гравюр Ватто, становится влюбленная пара в воображаемом пейзаже. Художник решает сам, как объединить природу и отдельные архитектурные элементы в цельную композицию.

Мотив «1001 ночь»

мотив 1001 ночь

Мейсенский мотив «1001 ночь» считается одним из самых дерзких, но пользуется большой популярностью и по сей день. За основу взяты гравюры профессора Х. Вернера. Кофейный набор выполнен в светлых тонах, где представлены бесчисленные вариации таинственных арабских ночей с персонажами.

Мотив «Лебединый»

мотив лебединый

По заказу графа Брюля в 1737 году гениальным скульптором Йоханом Кендлером вместе с Г. Эдером создается один из величайших сервизов в стиле барокко — «Лебединый». На разработку этого шедевра мастерам понадобилось целых пять лет. Восхитительный рельефный декор, на котором изображена пара лебедей, плавающая в камышах. Края изделий украшены золотой каймой в 23 карата. Коллекция является сокровищницей Мейсена по художественному замыслу и техническому исполнению.

Клейма фарфора Мейсен

С 1722 года знаменитые скрещенные синие мечи наносятся на каждое изделие вручную с использованием техники подглазурной росписи. Скрещенные мечи являются элементом герба Саксонии и, вероятно, идея рисунка была взята именно отсюда.

Стоит отметить, что все неудачные изделия, которые имели повреждения корпуса или декорирования, маркировались особой отметкой – мечи перечеркивались линией. От тяжести повреждения зависело и количество перечеркнутых линий — более бракованный предмет имел большее количество перечеркнутых линий. Такие предметы вызывают повышенный интерес у коллекционеров, так как подлинность фарфора Мейсен в этих изделиях не вызывает сомнений.

Некоторые производители, чьи фарфоровые фабрики находилось в городе Мейсен, не упускали шанс выдавать свою продукцию за мейсенскую. Часто они маркировали предметы надписью «мeissen», но, конечно, никакого отношения к настоящему фарфору бренда Meissen они не имели.

Фарфор сегодня

На мануфактуре всегда сочетались традиционная техника и индивидуальное мастерство. Дизайнер фарфора Сабина Вакс вместе с командой мейсенских художников создала новый столовый сервиз с поэтичным названием «Wellenspiel» (Игра волн). На разработку этого шедевра ушло не менее трех лет. С вниманием к деталям Сабине Вакс удалось создать функциональные столовые предметы, сочетающие в себе классические мейсенские традиции и естественную гармонию. К тому же изделия в полной мере отражает дух современной эпохи.

Из биографии дизайнера: С. Вакс родилась в 1960 году, училась в Высшей школе искусства и дизайна в Галле у Хайнца Вернера. С 1985 по 2011 год работала на Мейсенской мануфактуре, создавая многочисленные фарфоровые проекты.

дизайн играющие волны

Хочется отметить работы дизайнера Олафа Фибера, который черпает идеи для своего творчества из повседневной жизни. Его самобытное чувство и объемность в скульптуре придает мейсенскому фарфору новые эстетические качества.

Традиции и официальный сайт фарфора Мейсен

Фабрика имеет собственную художественную школу, учрежденную еще в 1764 году. Несмотря на колоссальный опыт и практику фабрика по-прежнему открыта для новых идей. В её мастерских постоянно проводятся теоретические и практические тренинги. Особое внимание уделяется умению рисовать и писать с натуры.

Ученики практикуются в рисовании пейзажей и их деталей — цветов, растений, фруктов, птиц, животных. И, конечно же, человека. Требования к стажерам крайне высоки, однако к работникам фабрики они гораздо выше.

На мейсенской фабрике есть демонстрационная мастерская, куда обязательно должен заглянуть каждый турист. Основной лозунг этой идеи – «Прикоснись к шедевру».

Мейсен фарфор производится уже больше трех веков и известен всем ценителям и коллекционерам. Он выставлен в самых известных музеях мира. Однако самая обширная коллекция представлена в собственном музее фабрики. Очаровательные сокровища, которые находятся в этих стенах, вписали Мейсен в историю на века. Официальный сайт фарфора Мейсен: https://www.meissen.com/

Первую часть статьи можно прочитать здесь: Мейсенский фарфор, который заставляет наслаждаться – часть первая

Документальный 40-минутный фильм о производстве фарфора Мейсен:

Ссылка на основную публикацию