Дулёвский фарфор – история красоты

Ручная живопись всегда несет в себе что-то человеческое и живое. Это относится и к авторским росписям на фарфоре. К чайной чашке, расписанной мастером, рука тянется сама, чувствуя ее «душевность» и «тепло». Старый дулёвский фарфор яркое тому подтверждение. Почему до сих пор его вспоминают и хотят купить? Потому что наше, родное и очень, очень русское.

Вехи развития

чайный сервиз дулево тюльпан

Дулёвский фарфор свое развитие начал в 1832 году и получил название благодаря местечку Дулёво (г. Ликино-Дулёво Московская область). Основателем завода являлся Терентий Кузнецов – дед Матвея Кузнецова, чья фарфоровая империя достигла немыслимых размеров и оборота в начале ХХ века.

И если окунуться в историю, то дулёвское производство имеет два «корня». Это фабрика Сафронова, которая тогда уже имела свой «сафроновский» стиль росписи и славилась искусными синими (кобальтовыми), малиновыми, розовыми и желтыми рисунками. Место нахождения её было между подмосковной Гжелью и пустошью Дулёво. Вторым «корнем» являлись идеи и наработки промысловых мануфактур Гжели, керамическое производство которых уже тогда насчитывали не одну сотню лет.

После национализации в 1918 году предприятие было переименовано на «Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Производство начало переходить на социалистические «рельсы». В 1931 году главным художником завода был назначен Петр Васильевич Леонов, архитектор по образованию. Энергичный, с бешеным темпераментом и позитивным отношением к жизни он как бы вдохнул в производство новые силы и веяния советской эпохи.

После первой встречи работники завода скажут про него: «Напугал всех до смерти! Чекист в кожаной куртке и с горящими смоляными глазами». Но на деле, его зажигательный характер был практически «локомотивом» в работе завода того времени. От чего художественный уровень фарфоровых изделий только рос и совершенствовался.

В пятидесятые годы наметилось новое направление в росписи. В декоре начали применяться рисунки народных орнаментов и мотивы русского фольклора. На завод пришли новые, талантливые художники и скульпторы. Их имена часто мелькали на международных выставках, а работы получали награды. Это художник Владимир Яснецов, скульпторы Аста Бржезицкая и Ольга Богданова, Т. Воскресенская, П. Кожин, В. Колосов, А. Сотников и другие. Началась эпоха расцвета советского дулёвского фарфора.

В 1991 году, после развала Советского Союза, предприятие приватизируют, оно переходит в управление самих работников. Для завода наступают сложные экономические времена. В 2012 году его собственниками становятся российские предприниматели. В этот период активно начинается модернизация оборудования и оснащение европейскими линиями. Открывается музей, где представлены уникальные работы Михаила Врубеля, Владимира Яснецова, Веры Мухиной, Бориса Кустодиева, Ольги Богдановой  и многих других талантливых художников и скульпторов той эпохи.

Знаменитые «агашки» и стилистика продукции

Дулёвский фарфор всегда славился ручными росписями, пусть не самыми сложными и изысканными, но сочными и жизнелюбивыми. Изначально цель промышленника Кузнецова сводилась к одному – выпускать недорогой фарфор, но высокого качества. Фарфор кузнецовской эпохи этому соответствовал. Да и на сегодняшний день чайные сервизы дулево стоят разумных денег и доступны практически каждой семье.

Откуда появились «агашки» розочки?

розаны и агашки

Взаимное сочетание двух стилей — «гжельского», который украшала яркая мазковая роспись, и «сафроновского» с разноцветьем красок, создало новый, своеобразный стиль – кузнецовский. Расписанные крупными, яркими цветами чашки и чайники были известны многим русским купцам и мещанам. С этой посуды поили чаем в трактирах, отчего называлась она – «трактирная». Сервизы с золотыми росписями украшали гостиные состоятельных домов, и в этом случае посуду именовали «мещанской». В советское время некоторые художественные критики высказывались в адрес кузнецовского фарфора в Дулёво даже резче, называя его страшной пошлятиной и чрезмерной безвкусицей.

Действительно, чайная посуда того времени часто расписывалась большими мазками, отчего имела ляпистый вид. Техника нанесения рисунка была отработана и проста: широкий мазок «с оттяжкой» сочно клал краску и напоминал лепесток розы. Сам рисунок был придуман художницей завода Агафьей Степановной Кустаревой. Цветы настолько выразительно смотрелись на белом фарфоре, что их изображение стало характерным элементом росписи «кузнецовского» фарфора дулёво.

Правда есть и другая легенда про «агашек». Техника нанесения розы была проста, поэтому ей обучали многих женских мастериц, которые не имели серьезных художественных навыков. Среди работниц часто встречалось имя Агафья, которое и послужило названием этой манеры рисунка.

Советский фарфор Дулёво

Новый фирменный стиль фарфора начал появляться в тридцатые годы с приходом главного художника П.В. Леонова. Хотя он был архитектором по образованию, но первый практический опыт работы с рисунками и цветами он получил на тканевых фабриках в городах Иванове и Павлове-Посаде.

В сотрудничестве с художественной группой, которая была организована им в 1932 году, Леонов начал создавать многочисленные серии рисунков, получивших название «ситцевые». Это были мелкие цветы, горох, сетки, разного рода полоски. Художники вернулись к крестьянскому фарфору старой Гжели, снова умело используя полузабытые «агашки» и розаны. То, что когда-то приносило славу русскому фарфору, снова вернулось к жизни.

дулевский сервиз эпохи Леонтьева
Декорирование фарфора «ситцевым» рисунком

Рисунки имели большое количество яркой палитры красок и смелых сочетаний. Характерные для дулёвского фарфора зеленые, синие и оранжево-красные цвета заиграли в росписях с новой силой. Отделы ГУМа были полны покупателями, когда поступал дулевский фарфор с «леоновскими» рисунками.

старинный фарфор дулево

Знаменитый сервиз «Красавица», созданный в 30-е годы Леоновым, считается классикой и выпускается до сих пор. В советские годы его можно было встретить в сервантах многих городских квартир.

сервиз красавица
Сервиз «Красавица»

После войны Леонов возвращается на завод и продолжает работать с цветом. В приоритете жизнеутверждающие яркие цвета с золотом. В 1957 году появляется знаменитый чайный сервиз «Золотой олень», получивший медаль на всемирной выставке в Брюсселе (1958 год).

чайный сервиз золотой олень
Чайный сервиз «Золотой олень»

В 60-е годы в противовес сплошной росписи ряд художников декорируют фарфор в иной манере, оттеняя белизну материала пастельными тонами. Это сервизы «Нежный», «Клетчатый», «Виноград», «Золотая птица».

столовый сервиз дулево

Художником Яснецовым Владимиром Клементьевичем разрабатывается целая серия рисунков, которые были несложны в исполнении, но имели колоссальную популярность у покупателей. Это «Ивушка», «Розовая сирень», «Осенняя ветка». На протяжении двух десятилетий этот мастер сохранял за собой место самого артистичного художника дулёвского завода.

дулево розовая сирень
Сервиз «Розовая сирень»

К 150-летию предприятия (1982 год) практически в каждом доме можно было встретить или сервиз, или статуэтку, или чайную пару этого бренда. Популярность и количество выпускаемой дулевской продукции просто зашкаливало. Способствовало этому доступные цены и красота изделий. Завод Дулёво считался самым крупным производителем не только в России, но и в Европе.

Современная история и адрес официального сайта

После модернизации линий и оборудования производство начало оживать. В настоящее время дулевский фарфор имеет официальный сайт: http://dfz.ru, где можно познакомиться с ассортиментом и даже сделать заказ через интернет-магазин.

Формы чайных сервизов «Тюльпан» и «Белый лебедь» имеют разные декоры и приемлемы по цене. Это еще раз подтверждает тот факт, что идея Матвея Кузнецова выпускать недорогой, но качественный фарфор, по сей день живет. И это, конечно, радует!

Посмотрите 9-ти минутный ролик о дулевском фарфоре — Кузнецовское дело в фарфоре:

Ссылка на основную публикацию