Русский фарфор — прошлое и настоящее

Идет время, меняется мода, формируются новые предпочтения, но фарфоровые изделия, как бриллианты, могут оставаться навсегда. Русский фарфор заслуживает особого внимания, ведь он не только красив, но и имеет свою интересную историю. Каков путь дореволюционного фарфора и чем примечателен сегодня этот чудный материал из России?

«Фарфоровые», исторические вехи

кузнецовская фарфоровая посуда

Открыть рецепт фарфорового материала в России хотели многие и его состав начали активно искать с 1718 года. Поводом послужило знакомство Петра I с красотой фарфоровых изделий из Саксонии во время его визита в Дрезден. И только в 1746 году талантливый, горный инженер Дмитрий Виноградов, изучавший основы металлургии в университете, открыл состав русского фарфора. Основой его достижения послужила гжельская глина и большая настойчивость в этом вопросе. Русский фарфор, изготовленный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому (мейсенскому) и производился исключительно из отечественного сырья.

Царский фарфор Российской Империи

императорская ваза

Если сравнивать русский, дореволюционный фарфор с современными изделиями, то можно увидеть ряд отличий в составе материала и технике декорирования. Раньше фарфоровая смесь изготавливалась по своим рецептам, а роспись носила элементы русской самобытности, много было золота и ярких красок. Хотя цветочно-растительные мотивы или исторические сюжеты были всегда гармоничны и точны. Часто рисунок выполнялся вручную и представлял собой полноценное художественное произведение.

Главное место в царское время по производству изделий из белого материала занимал Императорский фарфоровый завод (раньше Невская порцелиновая мануфактура). Парадные, дворцовые сервизы с позолотой, украшенные живописью, регулярно пополняли кладовые двора. Основным заказчиком завода, конечно, была царская семья.

Частные, фарфоровые заводы и мануфактуры тоже имели своих покупателей и были популярны у всех слоев населения, от дворянства до рабочего класса. Предприниматель М.С. Кузнецов организовал свое товарищество, которое состояло из 18 заводов и мануфактур. «Фарфоровое» дело было начато его прапрадедом в подмосковной Гжели, которое он продолжил достойно и с размахом. На сегодняшний день многие экспонаты дореволюционного «кузнецовского фарфора» вызывают явный интерес у коллекционеров.

В числе Кузнецовских приобретений особое место хочется отвести фабрике Ф.Я. Гарднера, которая до 1892 года работала под управлением семьи Франца Яковлевича. Англичанин по происхождению, он внес свое виденье в фарфоровое дело. А начиналось производство в селе Вербилки Дмитриевского уезда. Характерной особенностью фабрики было применение в декорировании изделий жанровой росписи в стиле ампир.

К середине XIX века в России насчитывалось более пятидесяти фарфоровых заводов и мануфактур. Наряду с другими отраслями (ткацкими, прядильными, кожевенными и прочее) изготовление фарфоровой посуды и предметов интерьера входило в десятку важных и главных производств.

Завод Миклашевского Черниговской области выпускал фарфоровые изделия с лепниной. Это были вазы, статуэтки из фарфора, иконостасы. Завод Попова специализировался на скульптурах жанрового характера с «народными» героями. Братья Корниловы выпускали высокохудожественные изделия с качественной росписью. Фарфоровый завод Батенина, магазин от которого работал на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, отличался роскошной позолотой, богатством форм и качеством исполнения.

В музеях Москвы и Санкт-Петербурга собраны интересные коллекции русского фарфора. Это изделия Императорского фарфорового завода (ИФЗ) и заводов Кузнецовых, Корниловых, Гарднера, Попова. В настоящее время русский, дореволюционный фарфор представляет собой не только художественную, но и инвестиционную ценность.

Советский период

фарфоровая чайная пара

С приходом советской власти в 1920-е годы жанровых и растительных мотивов стало меньше. Зато появились рисунки с пролетарской идеологией. Многие знаменитые художники, такие как Кандинский, Малевич, Чехонин, Татлин, Петров-Водкин и другие быстрее реализовывали свои идеи в области живописи именно на фарфоровом материале. Они расписывали сервизы и другие изделия, используя плакатные идеи в пролетарском стиле.

Часто в рисунках появлялась советская символика — герб, коммунистические лозунги и орнаменты, соответствующие эпохе. Заводы Вербилки (Гарднер), Дулево (кузнецовский фарфор), Ленинградский фарфоровый завод (ИФЗ) были в числе тех, кто много выпускал именно «советского» фарфора с рисунками и надписями агитационного значения.

Многие заводы коммунистической эпохи (кроме ЛФЗ) переходили на изготовление производственного фарфора, сокращая тем самым выпуск бытовых и высокохудожественных изделий. Тем не менее серванты в квартирах советских граждан были основательно заполнены различными сервизами и статуэтками. И на сегодняшний день русский фарфор с советской символикой является важной составляющей культуры нашей страны.

Настоящее время

роспись сиренью на посуде

На сегодня российский фарфор производится на базе дореволюционных заводов. По-прежнему выпускает элитную фарфоровую посуду Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Свое название он вернул обратно только в 2005 году. В советское время завод называли Ломоносовский. Авторский фарфор так же входит в ассортимент современного производства, где работают талантливые художники и дизайнеры. ИФЗ изготавливает посуду из твердого материала, в ассортимент входит и костяной вид, отличающийся прозрачностью, белизной и прочностью. Официальный сайт Императорского фарфорового завода: http://www.ipm.ru.

Дулевский фарфоровый завод продолжает традиции, начатые еще семьей Кузнецовых. После развала Советского Союза производство было в упадке, но в 2000-х годах новые владельцы предприятия постепенно модернизировали его, заменив оборудование и запустив европейские линии. Традиционные формы фарфоровых изделий остались прежними, декорирование некоторых коллекции имеет росписи прошлой эпохи. Фарфор Делево имеет официальный сайт: http://dfz.ru, где находится интернет-магазин.

Реставрация фарфора

Как быть, если на любимом фарфоровом предмете образовался скол или появилась трещина? Ответ не может быть однозначным, так как к реставрации фарфора все относятся по-разному. Кто-то сразу избавляется от «треснувшего» предмета, кто-то пытается его «починить». Конечно, если предмет имеет историческую ценность и является коллекционным, то качественная реставрация в этом случае самый подходящий вариант.

Что представляет собой реставрация фарфора на практике? Речь, конечно, идет о профессиональной реставрации, а не о самодельной. Мастер у которого есть соответствующее оборудование, новые технологии и материал, делает это всегда исключительно хорошо. После профессиональной работы реставратора место изъяна (скол, трещина) невозможно найти. Что не скажешь о работе непрофессионала. Поэтому здесь важно найти «правильного» специалиста.

Сразу хочется отметить, что это недешевый процесс. Например, реставрация треснутой фарфоровой чашки дореволюционного периода обойдется не ниже 4000-5000 рублей.

Гравировка на фарфоре

чайная пара

В настоящее время можно встретить заказы гравировки на фарфоровых предметах. Своими фамильными инициалами или рисунком герба заказчик придает изделиям семейную ценность. Идея хорошая и взятая из традиций наших предков. Правда, в старые времена возможностей индивидуальной гравировки на предметах не было. Чайная пара или фарфоровый сервиз без каких-либо надписей просто передавались из поколения в поколение, от бабушки к маме, от мамы к дочке и так далее.

Сегодня под заказ можно сделать гравировку на фарфоровом изделии любой сложности. Кто-то делает ее на лицевой стороне предметов, кто-то свои инициалы ставит на тыльной стороне. Естественно, это дело вкуса и личных предпочтений. Но, в любом случае, гравированные предметы приобретают дополнительную ценность и, как показывает практика, «живут» дольше, придавая исключительность и душевность семейным застольям.

Ссылка на основную публикацию