Костяной фарфор — чем отличается, как делают, кто производители?

Белоснежный и тонкий, с мелодичным звуком при постукивании – это, конечно, костяной фарфор. Но часто можно услышать: — Что это такое и из чего он сделан? Действительно, слово «костяной» вызывает неоднозначное мнение. Тем более, когда речь идет о посуде.

 Костяной фарфор, что это такое?

фарфоровые тарелки

Основные ингредиенты материала, из которого изготавливают обычный фарфор, это каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Это те компоненты, которые характерны, как для мягкого, так и для твердого материала. Из чего же состоит костяной фарфор?

В середине XVIII века (1749 год) англичанин Томас Фрай со своими помощниками создали формулу фарфоровой смеси, в состав которой, помимо основных компонентов, входила костяная мука. Европейцам никак не давал покоя рецепт белого, полупрозрачного, китайского фарфора. Они усиленно искали его, экспериментируя разные составы. В качестве сырья использовали кости крупных животных, измельчая их в порошок и прожигая при высоких температурах. В результате появлялась костяная зола светлого цвета, напоминающая муку. Ее и использовали, как сырье.

Усовершенствовал и доработал эту формулу англичанин Джозайя Споуд (Josiah Spode), на счету которого уже тогда было много достижений в области фарфорового дела. К тому же он был самым выдающимся учеником известного в Англии мастера керамики — Томаса Уилдона.

В производстве этого вида фарфора Джозайя Споуд использовал состав: 25% каолина, 25% полевого шпата и 50% обожженной костяной муки. В результате такого соотношения был получен чрезвычайно белый и полупрозрачный материал. В последствие за внешние и технические качества его даже стали называть «королевским» — настолько он был изящен и легок.

Как делаются костяные шедевры?

Изготавливают костяной фарфор в каждой стране по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига, своя техника декорирования. Количество обжигов может иметь два-три  цикла — зависит от применяемой техники росписи. Сам рабочий процесс выглядит следующим образом:

Приготовленная фарфоровая масса заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. Под действием этой силы частички смеси равномерно оседают на стенках. Формы открывают и из них появляются заготовки будущих предметов (слепки). Они больше оригинала в размере и имеют молочно-белый цвет.

Мелкие детали (ручки, носики, фрагменты декора) готовятся в своих маленьких формах и затем приклеиваются вручную (носик к чайнику, ручка к чашке и прочее). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.

Первичный обжиг костяного фарфора всегда происходит при высокой температуре (до 1250 градусов). При этом обжиге изделие уменьшается в объеме на 13-15% , так как из него испаряется вся вода. Это ответственный этап, потому что в этот период часто происходит деформация изделия. Здесь важно качество самой фарфоровой массы и правильная работа печи.

Когда предмет проходит ручной контроль качества, его покрывают глазурью (специальная фарфоровая смесь) и снова отравляют на обжиг, но уже при температуре не выше 1100 градусов. Некоторые производители перед вторым обжигом и перед нанесением глазури декорируют изделие. Это называется подглазурная техника росписи.

После второго обжига на выходе из печи предмет обретает тепло-белый цвет с глянцевым эффектом. Наступает время для декорирования. Иногда это бывает ручная роспись специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители используют технику деколь.

Что такое деколь? Специальные картинки вручную переводят на фарфоровую поверхность. Эта метод не так прост, как кажется на первый взгляд, так как требует большой внимательности и точности. «Переводилки» изготавливают на высокотехнологичном оборудовании с использованием особых красок.

Затем «нарядное» изделие проходит завершающий обжиг при температуре не выше 900 градусов. Этот обжиг нужен для того, что бы рисунок как бы «влип» в глазурь. Последний этап – проверка на качество и упаковка.

Посмотрите 4-х минутный ролик, как производят тонкий, костяной фарфор в Англии:

Основные отличия

Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:

  • белый с «теплым» оттенком;
  • достаточно легкий;
  • мелодичный при постукивании деревянной палочкой;
  • имеет тонкие стенки и пропускает свет (зависит от дизайна);
  • имеет плотные стенки и НЕ пропускает свет (зависит от дизайна);
  • особо прочный.

Производители и адреса

Костяной фарфор пытаются делать многие, но все же при выборе имеет смысл ориентироваться на историю и репутацию производителя.

Россия

Россия начала выпускать этот вид фарфор в 60-е года ХХ века. Первым это дело освоил Императорский фарфоровый завод (в советское время названный Ломоносовским) под руководством Александра Сергеевича Соколова, возглавлявшего предприятие с 1953 по 1974 год.

советский фарфор

Непростая задача была выполнена в течение двух лет, причем выполнена достойно. Первые шероховатости компенсировали изысканным декором в виде богатых росписей и орнаментов. Узнаваемая во всем мире кобальтовая сетка на сервизах яркое тому подтверждение. Императорский Фарфоровый завод имеет официальный сайт: http://www.ipm.ru

Англия

Английский костяной фарфор лидирует не только по количеству брендов, но и по качеству. И это заслуженно, так как первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы именно англичане.

Британская фарфоровая фабрика Wedgwood (1759 год) выпускает высокохудожественные предметы из костяного фарфора. Это коллекции столовой посуды и предметов интерьера. Кстати, основатель этой компании также был учеником Томаса Уилдона. Wedgwood имеет официальный сайт: https://www.wedgwood.com

фарфоровая чашка с блюдцем Wedgwood

Royal Doulton (1815 год)  давно специализируется на производстве фарфорового материала из костяной золы, выпуская предметы разного назначения. Подарочные идеи и классические коллекции столовой посуды знают во всем мире. Royal Doulton имеет официальный сайт: https://www.royaldoulton.com

Бренд Spode (1770 год) назван именем Джозия Споуд, который в далеком XVIII веке усовершенствовал «рецепт» фарфорового, костяного материала. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство элитного фарфора. Официальный сайт Spode: https://www.spode.co.uk

Япония

В Японию фарфор пришел, естественно, из Китая. Но высокотехнологичная страна восходящего солнца внесла свои коррективы в этом деле. На свет появился белоснежный материал с молочным оттенком — воздушный, легкий, высочайшего класса. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.

фарфоровая посуда Narumi

Японская компания Narumi (1911 год) является поставщиком элитного фарфора Bone China. Современность и вековые традиции переплетаются в изделиях, делая их универсальными и доступными для всех слоев населения. Марка Narumi имеют широчайшую аудиторию покупателей, от королевских особ до рядовых граждан. Официального сайта компания не имеет.

Китай

Тончайший и воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в поднебесной, но он не является китайским Bone China. Несмотря на свои явные успехи в этой области китайская держава — законодательница фарфоровых тенденций, себя никак не зарекомендовала в изготовлении именно этого вида фарфора. В связи с этим производство костяного фарфора в Китае не является востребованным и таким популярным, как в Европе.

Что означает Bone chine или Fine bone china?

Настоящему костяному фарфору присваивается элитный международный статус — Bone China, что в переводе с английского обозначает «костяной фарфор». Есть еще категория «Fine Bone China» — тонкий костяной фарфор. Наличие этих знаков на фарфоровых предметах обозначает, что содержание костяной золы в материале не менее 35%. Например, японский фарфор Narumi имеет показатель 47% и часто его называют «Narumi Bone China» (костяной фарфор Narumi).

Отношение к Китаю, как к стране производителю, фарфоровые предметы с этими обозначениями не имеют.

Ссылка на основную публикацию