Китайский фарфор — секреты производства и отличия

Несмотря на то, что тайна изготовления фарфора давно уже открыта, иногда хочется «покопаться» в истории и найти для себя что-то полезное и познавательное. Мы знаем, что китайцы превратили работу с глиной в высокое искусство. Ведь недаром в старину фарфор из Китая европейцы называли «белым золотом», платя за него баснословные деньги. Каков сегодня китайский фарфор? И что нужно знать простому обывателю, когда он покупает китайский сервиз?

Фарфоровое царство Цзиндэчжэнь

Китайский фарфор

Цзиндэчжэнь – город с тысячелетней историей, расположен на реке Чанцзян на северо-востоке провинции Цзянси, у подножия гор Хуаншань. В период династии Сун (960-1279) это место стало «столицей фарфора», поставляя керамические изделия для всего императорского двора. В течение веков местные гончары создавали предметы, поражавшие своим совершенством и качеством.

У большинства коренных жителей Цзиндэчжэня вся жизнь связана с керамикой. Большинство из них имеет свои маленькие фарфоровые мастерские, занимающиеся узкой специализацией. Некоторые китайцы трудятся на фарфоровых заводах, которых здесь не так много осталось.

Большой подъем производства в этом местечке случился в 80-е года ХХ века. Люди по непонятным причинам стали много покупать фарфоровой посуды. Спрос на неё был настолько огромен, что создавались большие очереди. Производители не справлялись с заказами и спешили. В результате качество фарфора сильно упало. Китайские сервизы уже не вызывали такого доверия, что, несомненно, сказалось на репутации страны изготовителя.

Второй всплеск производства произошел в начале XXI века. Причина —  мода на корпоративные подарки. Крупные государственные предприятия стали наперегонки размещать заказы, отчего фарфоровое производство снова начало возрождаться и совершенствоваться. Но когда спрос на сувениры поубавился, для многих фабрик это стало большим вызовом и испытанием.

На сегодняшний день в Цзиндэчжэне огромные заводы стали редкостью. Зато многократно выросла тенденция разделения труда между небольшими мастерскими, специализирующимися на отдельных операциях.

В настоящее время многие мастера шлифуют и «затачивают» свои навыки под узкую сферу деятельности. Благодаря этому в Цзиндэчжэне можно найти уникальных специалистов по изготовлению форм; художников, владеющих различными техниками декорирования; профессиональных печников, «чувствующих» огонь, такой необходимый для правильного высокотемпературного обжига.

Местечко Гаолин (Gaoling)

улица Цзиндэчжэня в Китае

В сорока километрах от Цзиндэчжэня находится маленькая деревушка, название которой известно всем керамистам мира – Gaoling (Гаолин). Здесь впервые был обнаружен каолин – белая глина, основной ингредиент в фарфоровом материале.

Раньше в Китае тайну каолина оберегали очень тщательно. Никто кроме рабочих не должен был видеть добычу этого стратегического материала. Из-за засекреченности труд и условия проживания в шахтах Гаолина были почти каторжными. Рабочие приезжали сюда надолго и не имели возможности вернуться домой даже на большие праздники. Жены навещали их в строго определенное время и в специальном месте.

На весь мир эту деревню прославил Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен (1833-1905), немецкий геолог и путешественник. Исследуя геологическое устройство Китая, это был первый европеец, который смог туда добраться. Он обнаружил, что тайна китайского фарфора заключается именно в особо прочной белой глине, которая добывалась здесь, в Гаолине.

Название «каолин» пришло из этих мест, характеризуя материал, как чрезвычайно белый и огнеупорный. Благодаря качеству глины китайский фарфор выдерживал уже в те времена высокий температурный обжиг. При этом не терял формы, спекаясь в однородную, полупрозрачную массу, чем и славился на весь мир.

Ныне старинные шахты давно исчерпаны и закрыты. Здесь проложена историческая тропа, по которой любят ходить туристы. В этом месте установлен памятный знак в честь немецкого геолога Фердинанда фон Рихтгофена, хотя, несомненно, его открытие нанесло существенный экономический удар Китаю. Ведь фабрики по изготовлению фарфоровых изделий начали открываться по всей Европе, когда стало известно о необычайных свойствах каолина.

В горах, неподалеку от местечка Гаолин, работает небольшая мастерская, где в точности создана старинная технология изготовления китайского фарфора. Приготовление глины происходит по той же рецептуре, как и в те, старые времена. Чаны наполняют водой и каолин отстаивается в них по несколько месяцев.

Тонкая глина идет на китайские сервизы, более грубая применяется в изготовлении больших ваз и предметов интерьера. В качестве глазури используют воду, наполненную тончайшей взвесью. Обжиг производят в дровяной печи старого образца. Причем строить такие печи научились в Китае более 10 веков назад, уже тогда имея условия для высокотемпературного обжига фарфора.

Особенности производства

Фарфоровые заготовки

Как уже говорилось выше, в Цзиндэчжэне работает много потомственных керамистов, достойно продолжающих дело своих предков. Но мест, где можно увидеть весь процесс в целом, крайне мало. Обычно мастер совершенствуется в каком-то узком сегменте производства, продавая затем свои навыки.

Особенностью изготовления китайского фарфора является то, что первый обжиг бывает всегда высокотемпературный (до 1300 °С). Что бы как можно меньше получить после такого обжига деформированных изделий, у китайцев есть свои секреты в подготовке сырья. Закупаются разные типы глины и делаются свои составы.

Приготовленная фарфоровая масса заливается в форму, которая подвергается вращению. Это позволяет тяжелым частицам оседать на стенках формы, создавая объемный отпечаток. Слепки извлекаются из форм и подсушиваются на воздухе. Остаток глины выливается для повторного использования.

Так как в форме есть швы, то идеального отпечатка не получается. Следы этих швов затираются, слепок доводится до состояния заготовки и попадает к мастеру. Штучные изделия делаются по традиционной технологии вручную, с привлечением гончарного круга. И здесь начинается уже своя магия…

Мастер считает, что у глиняной заготовки всегда есть своя внутренняя структура, поэтому глину перед установкой на круг обязательно разминает, разрушая старую. Делается это для того, что бы удачно сложить новую форму изделия.

На круге заготовку можно делать двумя способами. Вытягивать сразу нужную толщину стенки, либо делать большую, чем требуется, удаляя лишнее резцом. Второй способ более надежный, первый требует большего мастерства.

Мастер по изготовлению чайной посуды Дэн Пэнчэн специализируется на изготовлении заготовок для чайников. Он считает, что большинство чайников в китайских сервизах сделаны неважно. На больших производствах сложно добиться, что бы крышка прилегала идеально. Часто можно наблюдать, как из-под крышки вытекает чай. И вторая проблема — слив через носик слишком слабый.

Основная причина – неважное качество глины, что приводит к большой деформации при обжиге. Но у Дэн Пэнчэн получается делать эту работу на «отлично», благодаря учебе и большой практике. Его чайники «расхватывают» в качестве заготовок для сложного, традиционного декора.

Часто весь производственный процесс завода выстроен на работах таких мастеров-одиночек.

Особенности обжига

Обжиг — важный этап. В фарфоровых цехах Китая, как и в старинном русском доме, все начинается от печки. В Цзиндэчжэне еще в прошлые века сложилась традиция высокотемпературного обжига. Эта технология позволяет получать твердый, прочный материал, называемый китайским фарфором. Для изделий, покрытых глазурью, весь цикл продолжается около 10 часов, где максимальная температура составляет около 1300 °С.

Когда обжиг закончен, печи дают остыть перед тем, как вынимать предметы. Это занимает ещё 4-5 часов. Затем дверь постепенно открывают все больше и больше, пока температура на датчиках не упадет ниже 200°С.

После обжига вся глазурь становится прозрачной, придавая изделию глянцевый вид и дополнительную прочность. Если даже очень долго не мыть чашки, прошедшие высокотемпературный обжиг, налет от чая и кофе не въедается в их стенки и легко удаляется мягкой губкой.

Господин Юй Шэншэн всю жизнь посвятил огню и считается в Цзиндэчжэне одним из самых лучших печников. В городе он постоянно трудится, обслуживая десятки мелких мастерских. Хотя современные печи автоматизированы и снабжены температурными датчиками, все равно без знания и опыта в этом деле не обойтись.

Хороший печник оценивает примерное соотношение больших и мелких изделий при закладке, что бы держать нужную температуру нужное количество времени. Интенсивность огня мастер определяет по цвету, периодически открывая заглушки и заглядывая внутрь. Ведь у огня очень много оттенков, от ярко белого, до синего, зеленого, красного и их всевозможных сочетаний. И каждый цвет является своеобразным барометром температуры.

На время обжига так же влияет влажность воздуха и наличие ветра, потому что печь имеет трубу. Оказывается, самый долгий обжиг происходит летом, в это время года в Цзиндэчжэне очень влажно.

Так как в городе много частных мастеров, то у них принято арендовать просто место в печи, за которую отвечает сам печник. Говорят, что брак при обжиге у этого мастера не превышает 1%. Это, конечно, фантастический результат! Например, в дровяной печи, как бы хорошо мастер не владел своим искусством, в лучшем случае годными оказываются не более половины всех изделий.

Особенности декорирования

Ваза ручная роспись

Традиционная эмалевая роспись по фарфору — большая гордость Цзиндэчжэня. Имеющиеся достижения в этой области пока никому не удалось превзойти. До сих пор все операции происходят только вручную.

Сначала заготовку разогревают до 200 °С, затем на нее наносят эмаль. Дают заготовке слегка подсохнуть, прежде чем она попадет в руки юных мастериц. Те, в свою очередь, деликатно и точно тонкой иголочкой наносят рисунок.

Эмалевую пыль с поверхности удаляют струей сжатого воздуха, остатки эмали убирают салфеткой. Завершающий этап — изделие ставят на обжиг в печь, температура и длительность которого зависит от состава эмали.

Синяя подглазурная роспись была изначально придумана китайцами и затем заимствована мастерами русской Гжели. Но визитной карточкой китайского фарфора (со времен династии Сун) были однотонные глазури с различными эффектами. Однако за границу такие изделия попадали в очень ограниченном количестве из-за крайне высокой стоимости. Ведь в те времена обжиг происходил в дровяных печах, где доля брака могла превышать 80%.

К традиционной росписи китайского фарфора относится тонкая резьба, именуемая «ползучие цветы». Известная роспись в стиле китайского барокко XVIII века тоже требует точности и мастерства. Часто эти виды росписи встречаются на чайных сервизах.

Как правило, художники специализируется на одном, двух сюжетах, воспроизводя небольшие вариации. Делают это исключительно достоверно и качественно. Поэтому мастерские часто приглашают специалиста со стороны для выполнения определенных заказов.

Главное в Цзиндэчжэне знать, у кого получается самая лучшая глина, кто делает самые лучшие формы, кто лучше всех декорирует фарфор в разных техниках, а кто лучше всех обращается с печью.

Декорирование «рисовые зерна»

рисунок "рисовые зерна"

Рисовые зерна — очень старинный вид декора, который получил новую жизнь благодаря современным технологиям в Цзиндэчжэне. Что бы сделать рисовое зерно нужно пробить отверстие в заготовке, которое потом будет залито глазурью — очень ответственный этап. Неровные края, микротрещины, небольшая деформация могут привести при обжиге к браку.

Для создания отверстия часто используют пескоструйные установки, так как они дают идеальные края. Затем происходит первичный обжиг изделия при температуре 1300 °С. После этого делают глазурование. В небольших мастерских рисовые зернышки до сих пор вырезают вручную.

Если обратиться к истории, то можно узнать, что техника рисовых зернышек возникла случайно. В XVIII веке один мастер делал заказ для буддийского храма. Когда изделие покрывали глазурью нечаянно залили одно отверстие. После обжига мастеру понравилось это светящееся пятно. В дальнейшем он намеренно стал заливать глазурью небольшие фигурные отверстия в изделиях. Китайские умельцы эту идею быстро подхватили и дали ей «жизнь» под названием – рисовые зерна.

Основные отличия китайского фарфора

китайские вазы

Покупая дорогую фарфоровую посуду, нужно знать, какой обжиг проходили эти предметы.

Низкотемпературная глазурь на изделиях со временем будет изменять цвет рисунков. Поверхность предметов, которыми часто будут пользоваться, может покрываться микротрещинами, напоминающими мельчайшую сетку. Это те очевидные признаки, что посуда изготовлена из обычного фаянса и никакого отношения к настоящему китайскому фарфору не имеет.

Когда предметы не слишком хрупки, а глазурь (глянец) не царапается столовыми приборами, это говорит о том, что они сделаны из настоящего фарфора. Если говорить о китайском фарфоре, то уже более 500 лет при его изготовлении применяется высокотемпературный обжиг. Раньше температура нагнеталась «на глазок», ведь в те времена не было еще термометров и приборов, сейчас за это отвечает оборудование.

Настоящий китайский фарфор всегда твердый и достаточно прочный. Он не может стоить дешево, так как в производстве изделий используется ручной труд специалистов, качественное сырье, большое количество электричества. Сам процесс изготовления может происходить на заводе или небольшой мануфактуре. В Китае, особенно в Цзиндэчжэне, фарфоровым делом многие частные мастера занимаются веками, передавая из поколения в поколение знания и навыки работы с этим удивительным, белым материалом, который называется фарфор.

Ссылка на основную публикацию